Размещение и закрепление контейнеров на борту
В этом разделе мы собрали основную информацию, которая поможет людям, далеким от сферы морских перевозок, разобраться в вопросах обеспечения безопасности при транспортировке контейнеров на борту океанских судов. Это позволит получить общее представление о возможных рисках и о том, на что обращать внимание при выборе фрахтовщика. Экспертам, профессионально занимающимся защитой контейнеров при перевозке, рекомендуем обратиться к специализированной литературе.
Общие сведения о размещении грузов
На большинстве судов, предназначенных для контейнерных перевозок, контейнеры устанавливаются вдоль корпуса корабля (см. фото ниже).
Этот способ укладки целесообразен, если учитывать силу штормовых нагрузок и несущую способность контейнеров. Основная нагрузка во время шторма приходится на борта, чем на нос или корму, а несущая способность боковых стенок контейнера выше, чем у торцевых стенок.
Однако по ряду причин на многих судах контейнеры размещаются для транспортировки поперек корпуса. Это необходимо учитывать при погрузке и закреплении контейнеров.
Такой способ укладки не помогает во время шторма, поскольку волна ударяет в боковую часть корабля сильнее, чем в корму или нос, а торцы контейнера не способны выдерживать большие нагрузки по сравнению со стенками.
Используются даже такие необычные способы укладки, когда часть контейнеров устанавливают поперек, а часть — на корму и нос, но это требует больших усилий при погрузке и закреплении.
Важно выяснить информацию о различных перевозчиках и способах, которые они используют при транспортировке груза, чтобы вовремя отказаться от определенных видов плавсредств или убедиться, что крепление груза соответствует виду транспорта. Если метод контейнерной перевозки неизвестен, тогда упаковка и крепление должны быть приспособлены к большим нагрузкам.
Общая информация о закреплении контейнеров
При закреплении контейнеров на борту необходимо учитывать нагрузки, возникающие в результате движения судна и давления ветра. Воздействие, которое оказывают разбивающиеся о борт корабля волны, следует принимать во внимание лишь отчасти. Все контейнеры на судне должны быть защищены от соскальзывания и опрокидывания, при этом необходимо следить, чтобы их несущие части не были загружены сверх допустимых уровней.
За исключением случаев, когда контейнеры перевозят по отдельности, их фиксируют в вертикальных направляющих либо укладывают в штабеля или блоки. При этом контейнеры соединяются между собой и крепятся к элементам судна.
Закрепление контейнеров в трюме в ячеистых направляющих
Суда, предназначенные исключительно для перевозки контейнеров, оснащены стационарными или переносными ячеистыми направляющими, которые удерживают груз.
Наибольшей нагрузке контейнеры подвергаются, находясь в штабелях. Поскольку контейнеры не соединены друг с другом по вертикали, боковая нагрузка передается каждым отдельным контейнером на ячеистые направляющие. При размещении в таких ячеистых направляющих отдельные контейнеры обычно не могут сдвигаться. Если угловые стойки одного из контейнеров в нижней части штабеля разрушаются под избыточным давлением, контейнеры, находящиеся выше, обычно получают лишь незначительные повреждения. Риск повреждения контейнеров в соседних штабелях минимален.
Направляющие двух смежных слотов
Во время погрузки/ разгрузки контейнеры двигаются по этим направляющим. На фотографии видно, что каждый из верхних концов направляющих имеет специальную вставку.
Закрепление в трюме с помощью ячеистых направляющих и болтов
Фидерные и универсальные суда, а также контейнеровозы в определенных регионах должны быть оснащены оборудованием широкого спектра, чтобы безопасно перевозить контейнеры разных размеров. С этой целью были разработаны трансформируемые каркасы, в которые оперативно и надежно могут быть составлены контейнеры размером 20, 24.5, 30, 40, 45, 48 и 49 футов.
Большинство этих каркасов изготавливают в виде панелей, которые приводятся в необходимое положение с помощью кранов.
В нижней части каркасов есть зафиксированные конусы, которые входят в гнезда, приваренные к верхней части палубного перекрытия. По бокам панели находятся болты, которые входят во втулки, расположенные в полотне переборки. Конструкция каркасов позволяет фиксировать болты вручную и оперативно контролировать их положение.
При необходимости транспортировки контейнеров шириной 2500 мм каркас раздвигается на нужное расстояние. Для закрепления стандартных контейнеров нормальной ширины устанавливаются ограничительные направляющие, которые крепятся к основной раме с помощью резьбовых соединений. При необходимости эти адаптеры легко демонтировать.
Для многоцелевых и рефрижераторных судов существуют также съемные направляющие. Они позволяют перевозить контейнеры в обычных или вкладных трюмах без риска повреждения самих трюмов. Если корабль перевозит другие грузы, направляющие для контейнеров можно снять и перенести на берег с помощью подъемного оборудования или разместить в специальных держателях на палубе.
Классическое закрепление в трюме в штабелях
На старых, обычных сухогрузах и многоцелевых судах при размещении контейнеров в трюме используется метод штабелирования в сочетании с различными способами крепления:
Нижние контейнеры устанавливаются на основания, способные выдержать давление, растущее по мере увеличения высоты штабеля. Для предотвращения скольжения контейнеров по поверхности, в основании устроены разъемные соединения типа «ласточкин хвост», в которые вставляются сдвижные конусовидные шипы.
Для более надежной фиксации используют специальные контейнерные поворотные замки — твистлоки. Они расположены в нижних углах контейнеров и предотвращают смещение во время качки. Дополнительно груз также фиксируют по диагонали и вертикали. Эта система более трудозатратна, но обеспечивает большую безопасность, чем закрепление в ячеистых направляющих.
Укладка и закрепление в блоки в трюме
Этот способ закрепления встречается все реже и реже, но все же некоторые перевозчики им пользуются. Контейнеры соединяются между собой по горизонтали и вертикали с помощью одинарных, двойных и, возможно, четырехкратных шипов для штабелирования. Верхние ярусы скрепляются соединительными скобами.
По бокам контейнеры опираются на угловые фитинги.
Такой способ крепления контейнеров имеет два сильных недостатка:
- Eсли крепления у одного из контейнеров приходят в негодность, это отражается на безопасности не только штабеля, но и целого блока.
- Из-за размерных допусков и износа шипов для штабелирования во время шторма блок может постоянно двигаться.
Это приводит к разрушению промежуточных соединений и всей конструкции из контейнеров.
Закрепление на палубе с помощью направляющих контейнера
На некоторых судах контейнеры устанавливаются на палубе в ячейки или каркасы. Несколько лет назад Atlantic Container Lines использовал на палубе только ячеистые направляющие. На некоторых кораблях Polish Ocean Lines действовали комбинированные системы. На других судах ячеистые направляющие с помощью гидравлического привода надвигаются на крышки люков, как только загрузка в трюме завершается и люки закрываются.
Закрепление блока на палубе с помощью разъемных соединений
Этот метод часто использовали на заре контейнерных перевозок, но в последние годы к нему прибегают все реже по экономическим причинам.
Нижний ряд контейнеров устанавливается на разъемные элементы или на неподвижные шипы. Ярусы соединяются между собой двойными шипами для штабелирования, а угловые фитинги смежных контейнеров фиксируются сверху соединительными скобами.
Контейнеры располагаются по всей ширине палубы или крышке люка и фиксируются найтовыми (стальными канатами).
Очевидный недостаток такого способа — сложность погрузки и разгрузки. Для получения доступа к одному контейнеру, требуется передвинуть все соседние.
Есть множество вариантов крепления грузов с помощью найтовых. В некоторых случаях стяжные скобы из разных штабелей пересекаются.
Этот метод чаще используется на очень больших контейнеровозах.
Ниже мы приводим несколько вариантов крепления контейнеров на борту судов.
Система крепления для контейнеров 40 и 45 футов.
Система установки для 20-футовых контейнеров от крепежных мостов к выгрузным люкам.
Система крепления 20-футовых контейнеров от люкового закрытия к среднему люку.
Закрепление на палубе в штабелях
Этот способ используется чаще всего. Его основное преимущество заключается в удобстве грузообработки. Контейнеры уложены один на другой, соединены твистлоками и закреплены вертикально. Штабели не связаны друг с другом. Найтовы из разных штабелей тоже не пересекаются между собой, за исключением штормовых оттяжек на внешних сторонах судна.
Пример укладки контейнеров в штабель на палубе.
Закрепление контейнеров на палубе с помощью крепежных стержней и поворотных замков.
Закрепление контейнеров на палубе с помощью поворотных замков и цепей.
Закрепление трехуровневого штабеля на борту полуконтейнеровоза.
Очевидно, что контейнеры, сложенные в такой штабель, легко могут опрокинуться, если не использовать правильную систему фиксации.
Отсутствие специального оборудования для крепления контейнеров и использование неподходящих мест для их хранения во время транспортировки повышает риск утраты или повреждения грузов.
Не сотрудничайте с недобросовестными перевозчиками. Это относится не только к тем, кто эксплуатирует устаревшие суда.
До заключения договора постарайтесь узнать максимум информации о фрахтовщике.