Дата: 15.01.2025
Ответственность за упаковку грузов в контейнеры
Хранение, обработка и транспортировка грузов в контейнерах регулируются как национальными, так и международными нормативами, которые устанавливают минимальные требования к обращению с грузами, использованию транспортных средств и другим аспектам. Государственные нормативные руководства дополняются частными соглашениями и условиями ведения бизнеса. Тщательная упаковка и маркировка грузов для отправки должны сопровождаться правильной укладкой, креплением и распаковкой. При перевозке опасных грузов в контейнерах необходимо учитывать дополнительные требования к упаковке, маркировке и документации.
Пустые контейнеры в морском порту
Значительная часть контейнерных грузов предназначена для комбинированных автомобильных, железнодорожных, водных и воздушных перевозок, осуществляемых либо путем многократной перевалки, либо интермодально с использованием контейнеров, съемных кузовов или других транспортных единиц. Недостатки упаковки, маркировки, укладки и крепления обычно можно установить только при отправке путем выборочных проверок.

Неправильно закрепленный груз на флэтрэке
Поскольку даже незначительная небрежность может привести к серьезным потерям, профессиональная упаковка и крепление являются важнейшими условиями безаварийной перевозки контейнерных грузов.
Руководство по упаковке CTU
Руководящие принципы по упаковке грузов (кроме насыпных) в грузовые транспортные единицы (CTU), применимые к транспортным операциям всеми видами наземного и водного транспорта.


Повреждение нескольких контейнеров из-за неправильного крепления груза
Преамбула руководящих принципов CTU указывает, что использование контейнеров, съемных кузовов, транспортных средств или других CTU существенно снижает физические опасности, которым подвергаются грузы. Однако неправильная или небрежная упаковка грузов в CTU или ненадлежащее крепление груза может стать причиной несчастных случаев с травмами при обработке или транспортировке.

Упаковщик контейнера вносит последние штрихи
Ответственность при транспортировке контейнеров
В руководстве особо подчеркивается, что лицо, осуществляющее упаковку и крепление груза, часто является последним человеком, который может заглянуть внутрь CTU до того, как его откроет получатель в пункте назначения. От качества упаковки зависит безопасность:
-
водителей автотранспортных средств и других участников дорожного движения
-
железнодорожных работников при перевозке по железной дороге
-
экипажей судов внутреннего плавания
-
персонала внутренних терминалов при перевалке
-
портовых рабочих при погрузке и разгрузке
-
экипажей судов, сопровождающих CTU в самых сложных транспортных условиях
-
лиц, осуществляющих распаковку CTU
Автопоезд с контейнерами для опасных грузов (безопасно упакованными)
Контейнеры на судне внутреннего плавания
Особенности проверки контейнерных грузов
Если контейнеры были закрыты пломбами и заперты, водителям автотранспортных средств невозможно проверить, насколько хорошо они были упакованы и закреплены. Даже если транспортные единицы свободно доступны, в большинстве случаев можно было бы осмотреть груз только в дверном проеме контейнеров типа "бокс". Неправильно упакованные контейнеры могут снизить безопасность автотранспортных средств, например, из-за смещения веса внутри контейнера, и способствовать опрокидыванию транспортных средств. Особую опасность представляют контейнеры, перевозимые на прицепах, если они плохо упакованы, а груз закреплен неправильно.
Безопасность при железнодорожных перевозках
Составители поездов и другие железнодорожные работники не несут ответственности за проверку правильности упаковки CTU. Их обязанности по проверке могут распространяться на надлежащее крепление CTU на грузовых вагонах, но не на ситуацию внутри запертых CTU. При обнаружении недостатков в открытых CTU ответственный сотрудник обязательно вмешается.

Железнодорожное транспортное средство с контейнером во время маневрирования
Морские перевозки и портовые операции
В морских перевозках командование судна не имеет возможности в повседневной деятельности влиять на то, как упаковываются CTU или как в них закрепляются грузы.


Погрузочно-разгрузочные работы в морском порту
На заре контейнерных перевозок было обычной практикой для грузового помощника проводить хотя бы периодические выборочные проверки контейнеров, доставленных для отправки в портах. Сегодня из-за больших объемов грузов, коротких стоянок в порту и сокращенной численности экипажа это возможно только в редких случаях.
Правовые аспекты и ответственность
С правовой точки зрения проверка командованием судна не является необходимой, поскольку лица, упаковывающие контейнер, несут ответственность за соблюдение всех правил. В случае контейнеров с опасными материалами такое соответствие должно быть подтверждено подписью в сертификате упаковки контейнера. Результаты таких проверок шокируют: около 70% контейнеров, съемных кузовов, полуприцепов и других "грузовых транспортных единиц" имеют явные недостатки.

Капитан контейнеровоза с проверяющими на мостике
Водная полиция проверяет трейлер, который будет перевозиться паромом
Заключение
Без подробного рассмотрения отдельных параграфов, статей или пунктов правил, законов или руководств следует отметить, что при таком виде перевозок именно грузоотправитель обязан обеспечить надлежащую упаковку и крепление. Плохо упакованные, неадекватно закрепленные контейнерные грузы могут также подвергать опасности невиновных третьих лиц, если смещающиеся предметы груза пробивают стенки контейнера или вызывают опрокидывание транспортного средства, перевозящего контейнер.

Гранитные блоки были просто уложены в контейнер ребром, никак не закрепленные


Катушки катанки загружались поочередно, и только последняя катушка была "закреплена" с помощью трех (неправильно вырезанных) клиньев