1.2 Контейнерные потоки

Дата: 13.01.2025
1.2 Контейнерные потоки

Огромные инвестиции, сделанные в контейнеризацию, оправдали себя, и контейнерные перевозки продолжают расти. Хотя темпы роста не будут такими стремительными, как раньше, процесс контейнеризации будет продолжаться, пока все традиционные виды транспортировки не будут адаптированы для использования контейнерами, в пределах их грузоподъёмности и веса.

Предполагается, что в будущем будет эксплуатироваться около 8000 судов с общей ёмкостью от девяти до десяти миллионов стандартных контейнеров. Примерно такое же количество контейнеров будет находиться на суше, где они будут упаковываться или распаковываться, ожидать загрузки или разгрузки, либо переправляться в другие места. Большинство этих контейнеров — стандартные 20-футовые боксовые контейнеры. Хотя существуют специальные контейнеры для различных типов грузов, темпы роста их использования не так велики.

С точки зрения контейнерных перевозок, было бы идеальным достичь баланса между входящими и исходящими контейнерами в определённом регионе, не только по количеству, но и по типу контейнеров и их весу. К сожалению, достичь такого баланса невозможно. Поэтому всегда будут пустые контейнеры, которые нужно будет транспортировать в одну сторону или другую.

Для судоходных компаний универсальные контейнеры, подходящие для любых условий, будут большим преимуществом. Однако для экспедиторов предпочтительнее использовать специализированные контейнеры, если их перевозка обходится в ту же цену, так как упаковка и закрепление груза внутри таких контейнеров значительно проще, чем в стандартных.

Например, стальные листы в катушках можно быстро загрузить в контейнеры для катушек и надёжно зафиксировать. Однако для этого нужно использовать платформы (flat-rack), а в обычных контейнерах это гораздо сложнее. Судовладельцы, принимающие контейнеры с катушками стали для перевозки в Колумбию, должны будут взять с собой большое количество пустых стандартных вентиляционных контейнеров для транспортировки кофе из Колумбии в Европу. При этом контейнеры для катушек, которые больше не пригодны в Колумбии, должны быть перевезены пустыми в места, где их можно будет снова использовать. В результате стальные листы будут перевозиться в контейнерах для кофе, которые менее подходят для такого груза.

Другой пример: чтобы сэкономить на более высоких расходах на перевозку в танковых контейнерах, flexitanks помещаются в обычные стандартные боксовые контейнеры, стенки которых часто повреждаются из-за колебаний жидкости в этих резервуарах.

Ещё один пример: контейнеры, экспортируемые из Европы в Восточную Азию, в среднем тяжелее, чем те, что импортируются из Восточной Азии. Для того чтобы можно было экспортировать более громоздкие грузы из Восточной Азии, пустые контейнеры нужно будет транспортировать в эту часть мира. Если для перевозки "лёгких" грузов из Восточной Азии в Европу требуется много 40-футовых контейнеров, то разумно использовать эти контейнеры и в Европе для перевозки "тяжёлых" грузов в Восточную Азию. В таком случае пользователи этих контейнеров получают достаточно много транспортного пространства, которое на самом деле не нужно, а также сталкиваются с проблемой крепления груза, поскольку эти контейнеры нельзя плотно заполнять.

Большинство контейнеров, используемых по всему миру, принадлежат судоходным компаниям. Однако значительная часть контейнеров сдается в аренду как крупными, так и мелкими партиями судовладельцам или другим заинтересованным сторонам через лизинговые компании. Некоторые экспедиторы отправляют грузы в собственных контейнерах, но это, как правило, специализированные контейнеры для наливных грузов, танковые контейнеры для химических веществ или напитков, либо контейнеры для перевозки стали в катушках.



Вернуться назад