Что дальше?

Дата: 11.05.2020
Что дальше?

— Сергей Викторович, как пандемия, на ваш взгляд, повлияла на отрасль?


— Больше всего пострадали, конечно, авиаперевозки — они несут неимоверные убытки. Железнодорожная отрасль в области пассажирских перевозок терпит убытки, а грузоперевозки остановить невозможно — потребление, хоть и снизилось, но оно есть, и оно будет. Это продукты питания, товары первой необходимости. Не факт даже, что люди не пойдут покупать джинсы, но онлайн-доставка работает. На мой взгляд, потребление снизится на 30-50%, но полностью остановиться оно точно не может — грузы как ехали, так и будут ехать. Спад ощущается, поскольку Китай простоял достаточно большое количество времени из-за эпидемии, в результате чего экспорт практически остановился.

Сейчас Китай снова возвращается, грузы начали уходить. Все гадали: как начнет восстанавливаться Китай? В итоге оказалось, что они пошли по V-образному сценарию. Но основные потребители Китая пока не отличаются высоким спросом в связи с тем, что люди не могут свободно перемещаться. В данный момент, онлайн-доставки не дают прежних объемов, они не были к этому готовы. Но продукты питания, товары первой необходимости люди будут употреблять во время карантина. Полностью отрасль не встанет, но мелкотоннажные доставки начали останавливаться, поскольку закрылись крупные магазины и торговые центры — производители не завозят товар, поскольку некому их продавать. А перевозчики профилирующиеся на перевозках промышленных товаров не могут резко перепрофилироваться на перевозку продуктов питания. По контейнерам тоже ситуация непростая — импорт ощутимо просел. На сегодня всего лишь одна треть парка задействована под импорт при нашей норме 60-70%. 


— Как повлияла пандемия на компанию?


Традиционно январь — худший месяц в логистике, но в этом году худшими месяцами стали март и апрель. Посмотрим, каким будет май.


— Как вы считаете, когда ситуация для компании нормализуется, и все вернется на плановые показатели?


Как было, станет не раньше осени, летом ситуация, если и будет меняться, то достаточно плавно. Потому что летний сезон в логистике уже практически прошел, но грузы пошли: клиенты начинают делать закупки на летний и осенний сезоны, понимая, что летом потребление начнет восстанавливаться. Мы потребляли то, что есть на складах - поставки из Китая не шли, логично, что потом произойдет серьезный вал, чтобы восстановить баланс. Думаю, в мае с работой станет лучше, чем в апреле. Может, май будет сравним с мартом, это было бы уже очень хорошо. А дальше все пойдет по нарастающей — Новый год никто не отменял. Думаю, осень у нас будет очень активной.


— Когда стало понятно, что кризиса не избежать, как готовились? 

Мы провели первым делом переговоры с кредиторами, чтобы было понимание по сдвигу платежей — лизинги, кредиты. Вели переговоры на счет аренды. Все ситуацию понимают и хорошо, что на рынке большинство людей адекватно воспринимают ситуацию. 

Это форс-мажор, которое государство не объявляет. По-хорошему, сегодня можно было бы отказаться от обязательств — договорных и финансовых. Просто никто не может взять на себя за это ответственность. Форс-мажор был бы для всех проще и понятнее, а сейчас приходится выкручиваться всем самостоятельно. Крупным компаниям проще позаботиться о сотрудниках, которым надо что-то есть.

Основная задача - удержать персонал. Не удержишь - считай, что ты пропал. Выживет тот, у кого есть небольшие резервы, чтобы сохранить команду. Уже 5-6 лет прессинг государства не позволяет бизнесу формировать резервы (финансовую подушку).


— Получается, государство решает проблему за счет бизнеса?


Да, так оно и есть. Мы должны разбираться со всем сами и соблюдать ряд условий, которые я считаю неправильными. Договоренности с кредиторами позволили нам обеспечить ряд социальных гарантий для сотрудников. Но это касается нашей отрасли. А что касается, например, ресторанов — я не представляю, чем они будут выплачивать зарплаты или зарплатные кредиты, которые сейчас обещает выдавать государство. В нашей сфере не совсем все плохо, как в авиаотрасли. Как бы там ни было, мы выкарабкаемся.


— Авиаперевозчикам планируют выдавать субсидии…


Определили список по ОКВЭДам, которым собираются помогать. Неизвестно, какой будет помощь и в каком объеме, так как все размыто и до сих пор ничего непонятно.

Обещают отменить плату за «ПЛАТОН». Обещают отсрочки по налогам, а 30-31 марта заблокировали счет и списали транспортный налог за 2019 год в сумме месячной заработной платы практически всего офиса. 

Но нам легче — мы открытая структура, мы на виду, у нас есть кредитные рейтинги. Если инструмент помощи компаниям будет работать, нам будет проще ими воспользоваться. Если компания маленькая, то ей будет сложнее получить какую-то поддержку. В данной ситуации, мы все в разных условиях. У всех есть шанс выжить, главное сейчас — переждать. Думаю, к концу лета у нас не будет хватать техники, чтобы вывозить контейнеры. Работы хватит всем.


— Работы — да. А денег? И что будет дальше?


— Думаю, мы на пороге больших перемен. Если рассматривать ситуацию с позиции денег и считать их барометром общественных отношений, мы увидим, что в нынешней ситуации зарабатывают те, кто ничего не производит, что работа ведется не по согласию, а по принуждению, государство принуждает бизнес платить, не защищая нас согласно букве закона. Мы защищаем наших сотрудников, а государство бросает бизнес тонуть. Если брать настроение по отрасли, я бы охарактеризовал его как «обида». Предприниматели обиделись на жестокость, потеряли веру в честность. Я думаю, нынешний уклад общества обречен, так выжить невозможно. Поэтому уверен, что-то кардинально изменится. Хотелось бы, чтобы наступающее время было временем предпринимательства — активного, честного и защищенного.


Актуально сейчас

Новости рынка: еженедельный дайджест
Что произошло на рынке грузоперевозок в период с 13 по 19 апреля.
19.04.2024
Loginof & Fast Rail могут всё
И даже больше.
18.04.2024
Новости рынка: еженедельный дайджест
Главные события рынка грузоперевозок, произошедшие с 6 по 12 апреля.
12.04.2024
Вернуться к списку новостей