Цены на грузовики вырастут вместе с утилизационным сбором
Дата: 30.03.2023
Такой отрицательный эффект мог бы быть погашен с помощью отмены сбора на подержанную технику, ввозимую из стран ЕАЭС, а также освобождения ее от таможенных пошлин и налогов на весь срок эксплуатации.
Министерство промышленности и торговли РФ связывает повышение утилизационного сбора с необходимостью выравнять цены на грузовую технику в пользу российских производителей: в условиях нарушения логистических цепочек и роста курса рубля стоимость импортной техники стала ниже цен на отечественную продукцию. Правда, расчеты перевозчиков и аналитиков показывают, что вне зависимости от цен действующие производители все равно не способны закрыть потребность российского рынка в грузовой технике.
В прошлом году средняя цена китайского тягача с учетом сбора, таможенной пошлины и НДС не превышала 6,1 млн. рублей, и уже в этом году она выросла до 6,4 млн. рублей. При этом средняя закупочная стоимость такого автомобиля составляет 3,5 млн. рублей. Цена китайского прицепа с учетом всех сборов (в том числе таможенных и налоговых) в прошлом году составляла 1,5 млн. рублей, после того как размер утилизационного сбора достиг 25% от стоимости товара, она увеличилась до 2,06 млн. рублей при средней закупочной стоимости в 1,2 млн. рублей.
Дефицит грузовой техники в России начался еще в 2020 году во время пандемии, когда поставки комплектующих на заводы были частично ограничены, в связи с чем производители были вынуждены сократить объем выпуска. В 2022 году спрос возобновился, но из-за санкционных ограничений для российских перевозчиков оказалась недоступной техника брендов «большой европейской семерки» (DAF, Iveco, MAN, Mercedes, Renault, Scania и Volvo).
По данным экспертов, объем техники, которая подлежит немедленной замене на новую, сегодня в России оценивается в 150-160 тыс. единиц в год. Внутреннее производство, в первую очередь «КамАЗа», в состоянии покрыть только треть от этого количества.