Морские контейнеровозы (часть 1)

Дата: 22.01.2020
Морские контейнеровозы (часть 1)

Всем, кто пользуется контейнерами для морских перевозок, полезно иметь представление о том, какие именно суда используются для этой цели. Когда далекие от сферы судоходства люди читают в интернете или видят по телевизору гигантские новые контейнеровозы, им сложно представить, что у этих судов, грузоподъемностью более сотни тысяч тонн, могут возникнуть проблемы. Также многие забывают, что даже те контейнеры, которые большую часть пути преодолевают на ультрасовременных кораблях, подвергаются риску во время перевозки другими видами транспорта.

Именно поэтому мы подготовили обзор наиболее распространенных типов судов, использующихся для перевозки контейнеров.

Общие сведения о кораблях

Суда различаются по многим критериям:

  • тип двигателя;
  • зона действия;
  • назначение;
  • грузоподъемность или габариты;
  • расположение палуб, надстроек, рубок и т.д.

Тип двигателя не имеет значения для большинства заказчиков морских перевозок. Чаще всего товары транспортируются на моторных или турбинных судах. В отгрузочных документах встречаются такие аббревиатуры, как: MS (motor ship) - теплоход; TS (turbine ship) - турбинное судно; CMV (container motor vessel) - моторный контейнеровоз; CTV (container turbine vessel) - турбинный контейнеровоз. При этом контейнеры могут перевозить и на других судах - парусных кораблях или баржах. Такие плавсредства нередко используются в определенных частях мира, например в индонезийском архипелаге.

Разделение по зоне действия часто можно узнать из названия корабля:

  • лейкер (от английского слова lake - озеро) - озерное судно;
  • костер (от coast - берег) - каботажное судно, выполняющее рейсы между морскими портами в пределах одного государства;
  • европейские суда внутреннего плавания;
  • океанские корабли.

Для экспертов в сфере судоходства достаточно лишь названия для понимания технических характеристик, внешнего вида плавучего сооружения, способа размещения на нем груза. Информация о назначении судна тоже обычно отображается в его названии: подводный аппарат, сейнер, буксир, лоцмейстерское судно, военный корабль и т.д. Например, фидерные контейнеровозы транспортируют грузы в мелководных бассейнах, где крупные корабли не могут подойти к причалу.

Градация по грузоподъемности, габаритам, конструктивным особенностям представляет интерес только для экспертов. Неспециалисты обычно не вдаются в подробности, какого типа судно перевозит груз: полнонаборное, шельтердечное, гладкопалубное, с открытой палубой или трехостровного типа. Хотя знание таких подробностей позволяет делать выводы о виде перевозки, транспортных рисках, возможных повреждениях при погрузке и т.д.

Однако следует помнить, что показатели валовой и чистой регистровой вместимости мало что скажут об объеме плавсредства. Более информативными будут термины, появившиеся в 1982 году после вступления в силу Международной конвенции по обмеру судов, - валовая и чистая вместимость.

Каждый грузоотправитель или фрахтователь должен знать термин «дедвейт». Он означает полную грузоподъемность судна, измеряемую в тоннах. И, конечно, полезно помнить, что водоизмещение корабля - это его общий вес: самого судна при разрешенной полной загрузке.

В этом разделе мы расскажем о некоторых существенных различиях между контейнеровозами и сопоставимыми с ними комбинированными транспортными единицами. Среди таких отличий в прессе нередко упоминают «тип фрахта». Но это ошибка, поскольку фрахт - плата, которую судовладелец или перевозчик получает за транспортировку груза.

И прежде чем мы начнем более подробно рассматривать различные типы судов, ознакомимся с вариантами обработки грузов.

Классификация по способу погрузки/выгрузки

  • Lo/Lo (lift-on/lift-off) - вертикальная грузообработка, при которой интермодальные грузовые единицы загружаются и выгружаются с помощью бортового или берегового подъемного оборудования. Традиционный метод обработки, используемый для большинства судов по всему миру.
  • Ro/Ro (roll-on/roll-off) - горизонтальная погрузка/выгрузка. Это означает, что груз на колесной базе перемещается на корабль и с него своим ходом по встроенным рампам. В зависимости от условий договора водитель заезжает на транспорте на судно и сопровождает груз до конечного пункта либо прицеп остается без сопровождения, а в порту прибытия его принимает следующий экспедитор. В любом случае вариант Ro/Ro позволяет выполнять доставку «от двери до двери». Прицепы, трейлеры, вагоны приводятся в движение с помощью специальных портовых буксиров. То же самое касается кассет для ускорения процесса погрузки и контейнеров усиленного типа, которые закатываются на судно, а по прибытии их вывозят на берег. Такой способ подходит для всех типов плавсредств, в том числе паромов.
  • Sto/Ro (stow and roll) - буквально переводится «погрузить и закатить». В этом случае груз завозят на судно и вывозят с него по способу Ro/Ro, но на борту укладывают иначе с помощью вилочных погрузчиков. Такой вариант не используется при транспортировке контейнеров.
  • Flo/Flo (float-on/float-off) - грузообработка с затоплением трюма. Востребована, когда нужно транспортировать негабаритные или сверхтяжелые грузы. Судно-носитель погружается на глубину до 26 метров, груз по воде подводят и удерживают над палубой, пока корабль не поднимется на поверхность.
  • Truck-to-truck - товар подвозят к судну с помощью вилочных погрузчиков, поднимают на борт судовыми подъемниками, а затем развозят на нужные места с помощью средств горизонтальной транспортировки. Этот метод не подходит для контейнерных перевозок.
  • Lo/ro (lift-and-roll) - комбинированный способ, сочетающий вертикальную и горизонтальную обработку грузов.
  • Wo/Wo или (walk-on/walk-off) - этот вариант используют для пассажирских перевозок. Люди самостоятельно заходят на борт корабля и сходят с него. По тому же принципу транспортируют животных.

Разновидности грузовых судов

Приблизительная классификация плавсредств по видам перевозимых грузов:

Классификация плавсредств

Приведенный на иллюстрации список не исчерпывающий, но все же он дает общее представление о самых распространенных типах коммерческих кораблей. Многие из них по способу перевозки груза в чем-то похожи друг на друга, а потому их сложно отнести строго к какой-то одной категории, как в таблице. Тем более что с каждым годом разновидностей судов становится все больше. Отчетливо прослеживается тенденция к строительству универсальных кораблей. Четкие границы классификации плавсредств по внешнему виду и оснащению постепенно размываются.

При этом каждый вид имеет индивидуальные черты. Даже корабли одного класса и подкласса значительно различаются между собой. Если выбирать подходящие для перевозки грузов суда с точки зрения морской инженерии, то проблем никаких не возникает. Однако в организационном плане найти правильный корабль гораздо сложнее. Может получиться так, что некоторые суда обслуживают ограниченное количество портов либо какие-то грузы транспортируются только кораблями, зарегистрированными в определенных государствах. Одна из основных проблем - растущая нехватка квалифицированных экипажей и стивидорных (погрузо-разгрузочных) компаний в некоторых странах. При организации контейнерных и паромных перевозок или горизонтальной погрузки упаковка и закрепление груза на транспортных единицах вызывает множество вопросов. Люди, не имеющие морской специальности, часто недооценивают возможные риски и, как правило, не в состоянии обеспечить полноценную безопасность грузу при его упаковке, размещении и закреплении на судне.

Как не ошибиться и выбрать правильное судно среди множества других для перевозки контейнеров? Давайте подробнее рассмотрим особенности каждого из них.

Грузовые корабли общего назначения

На заре развития интермодальных перевозок большая часть контейнеров перевозилась на обычных грузовых судах общего назначения. Их используют для транспортировки сухих грузов. Обычно такие корабли имеют две (или больше) палубы, просторные трюмы с грузовыми люками. Практически каждое судно оборудовано погрузо-разгрузочными устройствами. Также предусмотрены рефрижератор для скоропортящихся продуктов, емкость для пищевого масла, сейфы для ценных грузов.

Суда подобной конструкции больше не строятся, но многие из них по-прежнему широко используются по всему миру. Судоходные качества, малая высота погрузки судна позволяют надеяться, что транспортировка пройдет успешно, если контейнеры будут расположены в подходящих для них местах и тщательно закреплены. Более подробно мы об этом расскажем в статье «Проблемы при погрузке».

Современные универсальные корабли предназначены для решения транспортировочных задач широкого спектра. Для отличия от других многоцелевых грузовых судов их иногда называют балкерами (навалочными сухогрузами). Балкеры не только перевозят такие грузы, как уголь, сахар, цемент, руда и т.д., но и оборудованы устройствами для размещения контейнеров. Конструктивная особенность этих кораблей в том, что площадь люка достаточно велика по отношению к площади палубы. Это позволяет подъемному устройству без труда получить доступ и к обычным грузам, и к контейнерам.

Контейнерные суда

Полуконтейнеровозы подходят для транспортировки обычных грузов и контейнеров. Размеры трюма, нормы нагрузки на бимс палубы, грузоподъемность кранов рассчитаны на перевозку стандартных морских контейнеров. Судна имеют твиндеки (междупалубное пространство) с механически закрывающимися крышками люков.

Для классических контейнеровозов характерна открытая конструкция. Она обеспечивает подъемным устройствам возможность прямого доступа к каждому контейнеру. На таких судах нет твиндека, а трюмы квадратные. Всё устроено таким образом, чтобы перевозить исключительно контейнеры.

Если порты назначения оснащены достаточно мощными подъемными механизмами, нет необходимости размещать погрузочное оборудование на борту контейнеровозов. В иных случаях судно оборудуют грузовыми стрелами, подъемными или козловыми кранами.

Особого внимания заслуживает гидродинамический дизайн контейнеровозов, передвигающихся на высоких крейсерских скоростях. Высокие нагрузки на палубу вызывают проблемы с устойчивостью. Поэтому большинство контейнеровозов должны либо иметь на борту специальный твердый или жидкий балласт, либо обладать достаточно широким корпусом. Риск опрокидывания судов может оставаться в допустимых пределах благодаря высоким значениям момента инерции крена. Большие балластные емкости и мощные насосы абсолютно необходимы как для выравнивания судов, так и для компенсации моментов продольного изгиба. Судостроители учитывают все эти особенности, подбирая правильное соотношение между длиной корабля, бимсом палубы, осадкой и другими параметрами.

Несмотря на то что дедвейт и вместимость контейнеровозов указываются также в метрических тоннах и кубических метрах, чаще количество доступных мест на борту выражается в терминах TEU (единица, эквивалентная 20 футам) и/или FEU (единица, эквивалентная 40 футам). Более подробно об этом расскажем в разделе «Терминология контейнерных перевозок».

Классификация поколений контейнеровозов

Все суда, транспортирующие контейнеры, делятся на поколения в зависимости от вместимости:

  • 1-е - до 1000 TEU
  • 2-е - до 2000 TEU
  • 3-е - до 3000 TEU
  • 4-е - более 3000 TEU
  • 5-е - более 6000 TEU
  • 6-е - более 8000 TEU
Судно Bremer Vulkan

На рисунке показан контейнеровоз второго поколения, оснащенный бортовым подъемным устройством. Это стандартное судно Bremer Vulkan, имеющее различные размеры в зависимости от поколения (BV-1000, BV-1600, BV-1800, BV-1800-S, BV-1900, BV-2200, 2200-OH и BV-3800).

Судно Bremen Express

Турбинный контейнеровоз третьего поколения Bremen Express имеет вместимость 2950 TEU, а моторное судно Frankfurt Express, построенное в 1981 году, способно перевезти более 3400 контейнеров.

Судно четвертого поколения

Сингапурская контейнерная транспортная компания American President Lines ввела в эксплуатацию одно из первых судов четвертого поколения емкостью более 4000 TEU. Аналогичные контейнеровозы Hanover Express были введены в эксплуатацию в 1992 году и отвечали стандарту «Панамакс».

На таких кораблях приблизительно 48% контейнеров можно перевозить на палубе и около 52% - в трюме. Специальная конструкция позволяет загружать до одиннадцати ярусов контейнеров под палубой и не менее тринадцати - на палубе. В носовой части расположено двадцать девять платформ, а на корме - шесть. Универсальность судов повышается за счет возможности размещения направляющих таким образом, чтобы контейнеры удерживались на определенной высоте. В образовавшихся трюмах можно перевозить обычный груз.

Сейчас в эксплуатации находится огромное количество различных контейнеровозов, в частности десять относительно новых судов, построенных в Японии в 1998 году по заказу Объединенной арабской судоходной компании (Кувейт). Каждый из кораблей имеет вместимость 3382 TEU. Более 2000 (или около 54%) контейнеров 2068 TEU могут перевозиться в трюме.

При погрузке контейнеров на борт необходимо четко придерживаться инструкций о максимальной загрузке. В связи с появлением контейнеровозов без люка это имеет особенно важное значение. Согласно минимальным требованиям ISO, шесть полностью загруженных контейнеров могут быть уложены один на другой. Однако конструкция многих контейнеров рассчитана на высоту штабеля в девять или более единиц.

В 1998 году были введены в эксплуатацию первые контейнеровозы вместимостью более 6000 TEU.

Контейнеровозы вместимостью более 6000 TEU

Среди них Karen Maersk, Regina Maersk и Sovereign Maersk. Последний имеет заявленную мощность 6600 TEU. При длине 347 м, бимсе 42,8 м и проектной осадке 14,5 м можно предположить, что это судно на самом деле способно выдержать около 8000 TEU.

Regina MaerskНа рисунке в отсеках на корме контейнеры установлены в пять ярусов, однако, как видно на фотографии Regina Maersk, они погружены в шесть рядов. Судоходная компания Møller group, в настоящее время известная как Maersk-SeaLand - крупнейший в мире оператор контейнеровозов.

В ноябре 2001 года был запущен один из самых больших контейнеровозов компании Hapag-Lloyd - «Гамбург-Экспресс». При длине в 320 м и ширине в 42,8 м он способен вместить в один отсек 17 контейнеров. Глубина погрузки составляет 24,5 м. Это означает, что контейнеры можно уложить в трюме в девять ярусов. При полной загрузке корабль имеет осадку 14,5 м.

Грузовое судно способно транспортировать 7500 TEU или 100 тысяч тонн, что значительно превышает грузоподъемность судов более ранних поколений. Движение обеспечивается дизельным двигателем мощностью 68 640 киловатт, что соответствует примерно 93 тысячам л. с., способных тянуть гигантский корабль на крейсерской скорости свыше 25 узлов (около 46 км/ч).

В 2002 году со стапелей сошел крупнейший в мире контейнеровоз объемом около 8000 TEU. И уже не кажется невозможным разработка плавсредств вместимостью до 15000 TEU. Эти колоссы, вероятно, будут иметь длину около 400 м, бимсы до 64 м, осадку до 21 м. В настоящее время такие суда не сможет принять ни один европейский порт. Хотя терминал Северного моря в Бремерхафене (Германия) уже приспособился к размерам будущих судов. Козловые краны Super Post Panamax были установлены еще в 2000 году и способны обрабатывать суда с двадцатью двумя контейнерами, размещенными в ряд. С поднятыми стрелами эти краны имеют высоту более 110 метров и весят около 1600 тонн.

Актуально сейчас

Запускаем долгожданные акции
С 1 апреля заказывайте перевозку в указанные регионы со скидкой.
25.03.2024
Новости рынка: еженедельный дайджест
Что произошло на рынке грузоперевозок с 16 по 22 марта.
22.03.2024
Новости рынка: еженедельный дайджест
Главные события рынка грузоперевозок, произошедшие с 9 по 15 марта.
15.03.2024
Вернуться к списку новостей