История создания контейнеров
Попытки оптимизировать сферу грузоперевозок предпринимались еще более двухсот лет назад. В конце XVIII века в Великобритании для более быстрой перегрузки угля с одной баржи на другую использовали деревянные ящики. В 1911 году в одной из американских газет была опубликована фотография контейнера размером 18х8х8 футов, и менее чем через десять лет сразу на трех железнодорожных линиях безуспешно попытались внедрить новую технологию перевозки груза. Во время Второй мировой войны логистические службы активно искали способ быстро и недорого транспортировать любое оружие. Задача была решена с помощью прямоугольных металлических ящиков. Однако в мирной жизни контейнеры так и не получили распространения.
Почти 20 лет - от идеи до воплощения
С развитием промышленности потребность в стандартизированном способе транспортировки грузов росла с каждым годом, но для этого потребовалась бы унификация всех видов транспорта и оборудования в портовых терминалах и сухопутных хабах. Инициировать такие глобальные перемены, а тем более воплотить их, мог только настоящий энтузиаст и профессионал в сфере грузоперевозок.
В 1937 году начинающий бизнесмен, владелец пяти грузовиков Малкольм Маклин занимался доставкой хлопка из Северной Каролины в Нью-Джерси. Его грузовик уже несколько часов стоял в очереди в порту, ожидая разгрузки. Идея о том, как сэкономить тысячи долларов и десятки часов транспортным компаниям и владельцам грузов, занимала Маклина долгие годы. За это время он развил свой бизнес, у него в собственности было уже более 1750 единиц техники и 37 терминалов. После того как правительство ввело очередные санкции и повысило сборы за перевозку тяжелых и нестандартных грузов автотранспортом, водителей компании Маклина стали штрафовать чаще. Это заставило его вернуться к идее создания прицепа стандартного размера, который можно вместе с грузом перенести на судно, вмещающее десятки и даже сотни таких прицепов. В этом случае автомобили передвигались бы только в пределах штата, избегая недавно введенных сборов.
Малкольм Маклин - «отец контейнеризации»
Идея была настолько хороша, что Маклин в 1953 году продал свой бизнес, купил два нефтяных танкера времен Второй мировой войны и нанял инженеров для разработки контейнера и переоборудования судов. Так родилась «Панатлантическая пароходная компания», впоследствии получившая более говорящее название - SeaLand.
26 апреля 1956 года из порта Ньюарк (штат Нью-Джерси) отплыл модифицированный корабль IDEAL-X, на борту которого было 58 40-футовых контейнеров. Вскоре судно благополучно прибыло в порт Хьюстон (штат Техас). В том же году на воду сошел второй контейнеровоз - Maxton, способный взять на борт 60 контейнеров.
Об эффективности идеи Маклина лучше всего сказали цифры - в те годы ставка на погрузо-разгрузочные работы составляла 5,86 доллара за тонну. Использование контейнеров позволило сократить затраты в 36 раз - до 16 центов за тонну.
Выход на международную арену
Новый бизнес активно развивался, география деятельности расширялась, и в 1967 году Правительство США пригласило Маклина помочь с перевозками грузов во Вьетнам. Бизнесмен не просто выполнил госзаказ, но и смог значительно упростить международную торговлю. Поскольку не было смысла в том, чтобы контейнеры возвращались пустыми, они загружались товарами из Японии.
В то же время SeaLand освоила маршруты в страны Европы. Это способствовало развитию международных экономических связей и позволило другим государствам оценить преимущества контейнеров. Многие европейские и японские судовладельцы инвестировали немалые средства в развитие новых транспортных технологий.
Стандартизация: от ASA к ISO
Первыми контейнерами, использованными за рубежом, были 35-футовые и 27-футовые контейнеры, соответствующие американским стандартам (ASA). Но они не подходили для широкого применения в условиях европейских стран. Поэтому после долгих переговоров был разработан стандарт ISO. Согласно ему длина контейнера могла составлять 10, 20, 30 или 40 футов, ширина - 8 футов, а высота - 8 и 8,5 фута.
Большинство контейнеров, используемых сегодня во всем мире, соответствуют стандарту ISO, причем преобладают контейнеры длиной 20 и 40 футов. Транспортная компания Loginof перевозит именно такие контейнеры.
За последние несколько лет неоднократно поднимался вопрос о пересмотре стандартов. Это связано с увеличением складских сборов и желанием перевозчиков использовать полезную площадь более эффективно. Некоторые судовладельцы уступили настойчивым пожеланиям, и теперь все чаще встречаются контейнеры с размерами, превышающими предусмотренные стандартом ISO. Например, уже несколько лет существуют контейнеры Jumbo длиной 45 и 48 футов, 8 футов и высотой 9,5 футов. Более крупные, 53- и 57-футовые контейнеры используются только в США, причем последние - лишь в нескольких штатах.
Эволюция контейнера продолжается
Исследования и разработки еще более эффективных контейнеров для мультимодальных перевозок не прекращаются. В настоящее время игроки логистического рынка озабочены тем, что приходится «перевозить воздух» - порожние контейнеры, которые занимают место.
Решение этого вопроса предлагает молодая инновационная компания Navlandis (Валенсия, Испания). Она создала и выпустила на рынок складной контейнер ZBox, который позволяет снизить эксплуатационные расходы на 50%, а также сократить выбросы CO2 на 20% при транспортировке. Суть идеи в том, что пять сложенных контейнеров ZBox занимают столько же места, сколько один пустой обычный.
В 2019 году Navlandis запустила в производство около 3000 ZBox.